Общие сведения

 

Положение о Кафедре пропедевтики внутренних болезней

 

Внутренние болезни (терапия)самый большой раздел медицины. Поэтому он изучается на всех курсах, начиная со второго. Терапия изучает не только наибольшее количество болезней, но и методы подхода к больному, воспитывает врачебное мышление.

Пропедевтика внутренних болезней – это введение в область терапии (греч. pro – перед,paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Она делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Выдающийся русский терапевт С.П.Боткин писал: «Медицина как наука дает известную сумму знаний, но самоё знание не дает еще уменья применять его в практической жизни». Это умение приобретается опытом или, как говорил другой русский клиницист М.Я .Мудров, «собственным упражнением при постелях больных».

Главная задача курса пропедевтики внутренних болезней – научить студентов методам исследования, правилам диагностики и заложить основы этого «умения» врачевания.

Кафедра располагается на 4 клинических базах: городские клинические больницы

№ 2, 7 (первый и второй стационары), 11. Для занятий используются 6 учебных комнатах.

На кафедре осуществляется преподавание дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» (для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также факультета социальной работы и высшего сестринского образования), «Клиническая электрокардиография» для студентов факультета медицинской биофизики, элективного курса «Эхокардиография» (на английском языке для студентов 4 курса, обучающихся на языке-посреднике. До 2011 г. на кафедре преподавалась также дисциплина «Общий уход за больными (терапия)», которая в новом ФГОС преобразована в учебную практику «Уход за больным терапевтического профиля» и также преподается на кафедре студентам лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов.

Обучение студентов пропедевтике внутренних болезней проводится на следующих факультетах:

1) лечебный факультет (в т.ч. студенты с обучением на английском языке) – IV, V, VIсеместры, экзамен;

2) педиатрический факультет – IV, V семестры, экзамен;

3) медико-профилактический факультет – V, VI семестр, экзамен.

4) факультет социальной работы и высшего сестринского образования?  V семестр, зачет

5) медицинская биофизика ? VII семестр, зачет

Перечень профессиональных компетенций по всем изучаемым дисциплинам соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и квалификационным характеристикам; для освоения навыков изданы учебно-методические пособия. Освоение профессиональных компетенций осуществляется в ходе практических занятий при обследовании больных на клинических базах кафедры, в Центре практических умений КГМУ и закрепляется во время летней производственной практики.

Ведущим направлением научной деятельности кафедры является основанная зав. кафедрой, д.м.н., профессором В.Н. Ослоповым концепция «Мембранные основы патологии человека». В рамках этой концепции на базе лаборатории клеточных мембран кафедры были выполнены 6 докторских и 26 кандидатских диссертационных работ. Более подробно с концепцией «Мембранные основы патологии человека» можно познакомиться в разделе «Научная работа».